Аналогичным является стихотворение «В бою кровавом сломан мой эсток… ». Это стихотворение может быть признано одновременно посвященным таким темам и проблемам, как война и выживание человека на войне, любовь к людям, милосердие и ненавись, сущность государственной власти. Лирический герой совершает страшные злодеяния, благодаря тому, что его душа сама испепелена страшными моральными ранами, сломлена несправедливостью, горем. Лирическое «альтер эго» автора мучается вопросами вины и нравственного выбора, философского осмысления мира и простыми человеческими чувствами - чувством привязанности к родному дому и к погибшим близким людям. В только одном этом стихотворении (не считая всех других) можно обнаружить столько семантических уровней, проблем, тем, различных смысловых и оценочных нюансов, взглядов на многие темы, волновавшие и волнующие каждого человека в какую эпоху, когда бы он не жил, что невольно начинает казаться, что это стихотворение способно одно выразить человеческую жизнь во всём её многообразии, во всех её радостях, скорбях, разрешимых и неразрешимых вопросах. Таким образом, мы можем констатировать, что поэзия автора в композиционном, и тематическо-проблематическом отношениях исключительно многопланова и многогранна. В этом качестве поэзии Павла Иванова-Остославского во многом и заключается глубокий реализм и великая жизненная правда в изображении действительности.
В основу классификации по признаку «проблематика» положен принцип А.Б.Есина, изложенный в его труде «Принципы и приёмы анализа литературного произведения».
В творчестве автора выявлена следующая проблематика:
В группу «философская проблематика» вошло: 14 стихотворений (что составляет 12,389 процента от общего количества стихотворений);
В группа «романная проблематика» вошло: 79 стихотворений (что составляет 69,911 процента);
В группу «социокультурная проблематика»: 9 стихотворений (что составило 7,964 процента);
В группу «национально-историческая проблематика»: 11 стихотворений (что составляет 9,734 процента);
В группу «мифологическая проблематика»: 0 стихотворений (что составляет 0 процентов).
Поэзия Павла Иванова-Остославского с типичной для него тематикой и проблематикой.
Стихами, которые являются лучшими в творчестве автора, не только благодаря литературному мастерству и художественно-эстетическим достоинствам, но и многогранной, многоплановой тематике и проблематике являются: «Ты для меня теперь явилась… », Когда я в ночи засыпаю… », «Живу я среди белых льдин… », «За окнами движутся тени… », «Ольге Ивановне Остославской», «Письмо с фронта», «Не грусти, не печалься, родная… » «Шумя, о берег бьются волны… », «День погас, и нет сомнений… », «Ах, какое же это блаженство… », «Здесь золотом блещет прохладный рассвет… », «Я отказался от своей природы… », », «Когда по веленью жестокого рока… », «В бою кровавом сломан мой эсток… », «Не грусти в минуты трудные… », «Увы, я рыцарь бедный… », «Ивану Ивановичу Остославскому», «Уж ни болен ли я – неужели…»,«Годен к походу я снова… », «Натали Ахундовой», «Родила мне жёнушка… », «Коту Маркизу», «Врангелевцы», «Белый воин», «Страшный сон ко мне приходит ночью… », «Входим в разрушенный город начной… », «Январь приходил белоснежный… », «Лики степей», «Мой идеал человека не жнец… »,«Тихо ночь опускается в горы», «Чёрный туман окутал город …», «Услыште, прадеды и деды… », «Штабс-капитан Шеин… », «По мативам Леси Украинки (Слова, зачем не клинок ты булатный… )», «Марине Цветаевой», «На смерть Марины Цветаевой», «Лев», «Ты светла и лебедина… », «Экспромт прекрасной Катане» и другие.
Особенности тематики и проблематики каждого из этих сорока одного стихотворения мы разберём отдельно.
«Ты для меня теперь явилась… ».
В этом стихотворении главная и, собственно говоря, единственная тема – это тема любви. Проблема – жизненные трудности, которые разбивают любовь. Авторская идея: чистотой душой и нравственностью можно сохранить любовь и отношения между влюблёнными. Здесь присутствует мотив восхищения женщиной, преклонения перед её добродетелями: утончённостью, красотой, аристократизмом, благородством, женственностью, умением любить. Лирический герой видит в женщине, которую любит, Божье начало, некий сакральный идеал женской красоты и изящества.
«Когда я в ночи засыпаю… ».
Тут главная тема – это тема любви и благородства, которых не хватает в реальном человеческом мире. Чтобы острее ощутить чувство любви и благородства лирический герой, уходит в состояние сна. Проблема этого стихотворения состоит в отстутствии любви и благородства, которых в отношении с людьми жаждет лирическое «альтер эго» Павла Иванова-Остославского. Авторская идея – выход в мечтательности и в уходе от яви. Раз в реальной жизни благородства и любви мало, человеку надо наслаждаться этими качествами во сне. В стихотворении присутствует элемент космизма. «И кажется, что во вселенной Царит благородство одно… ». Здесь благородство мыслется как самомстиятельная субстанщия, как некая природная сила или стихия, которая присутствует во всём сущем, которая, живя самостоятельной жизнью, находится вне человеческой души и человеческого сознания.
«Живу я среди белых льдин… ».
В этом стихотворении главная тема – тема любви. Проблема заключается в невозможности встретиться со своей возлюбленной. Расстояния и условия быта лирического героя не позволяют этого сделать. Авторская идея состоит в том, что мечты о прекрасной женщине, любование и восхищение её красотой помогут перенести тяготы разлуки с нею. Побочная тема здесь – это тема одиночества. Лирический герой живёт в еранге один, стардая от того, что с ним рядом нет не только его возлюбленной, но что таже соседи: кузнец, китобой, чукча-рыболов к нему не заходят. Авторская идея главной и основной тем совпадают: выход один: наслаждаться воспоминаниями о прекрасной женщине и не думать о других людях, которые окружают лирического героя.
«За окнами движутся тени… ».
Тема: уход от реальности, которая не устраивает лирического героя. Проблема: его душа жаждет любви. Он хочет полюбить идеальную женщину, такую, как утончённая, женственная, аристократичная, изящна, но в реальной жизни таких женщин нет. Авторская идея состоит в уходе от реальности ради познания любви с идеальной женщиной.
«Ольге Ивановне Остославской».
Главная тема – это тема любви. Лирический герой восхищается красотой, аристократизмом, умом, женственностью своей прабабушки, которую он знает только по старинному портрету. Проблема: лирический герой душевно мучается без идеала своей любви – прабабушки, изображенной на портрете. Фактически главная проблема этого стихотворения: жажда любви, желание любить идеальную, самую лучшую на свете женщину, которой нет. Авторская идея: лирический герой будет постоянно думать о прекрасной женщине, в которую он влюблён, и таким образом скрасит, компенсирует те отрецательные чувства, которые он испытывает из-за невозможности быть с этой женщиной в реальной жизни. Побочная тема: восхищение своеми предками – рыцарями, офицерами, воинами, которые у лирического героя вызывают восторг и преклонение. Они являются для него идеалом мужественности. Проблема: как соответствовать этому идеалу мужественности. Авторская идея: во всём стораться соответствовать своим предкам и тогда станешь таким же, как они. Это стихотворения, как и другие стихи автора о любви является совершенно целомудренным. В нём не содержится и малейшего намёка на эротизм, на сексуальность. Эти стихотворение по своему замыслу близко к рыцарской, куртуазной поэзии средних веков. Во многих средневековых балладах молодой благородный юноша влюбляется в даму на много старше себя, как по возрасту, так и по занимаемому положению. Тут – та же идея. Это одно из аристократических стихотворений в творчестве автора.
«Письмо с фронта».
Это стихотворение, как нами уже было подчёркнуто ранее, является тематически и проблематически сложным и многоуровневым. Главная тема этого стихотворения – тема любви. Лирический герой попал в тёжелые для себя жизненные обстоятельства – на войну, на фронт. Он переносит все суровые и жестокие тяготы военной жизни, но душа его рвётся к любимой – в родные стены. Главная проблема: разлука с любимой. Авторская идея: надо заглушить в себе жажду любви и выполнить свой долг перед Отечеством даже ценой собственной жизни. Первая побочная тема: тема патриотизма, войны ради защиты Отечества, святых для каждого русского человека идеалов защиты родного очага, Бога, царя. Первая второстепенная проблема: защите Отечества мешает любовь. Лирическому герою хочется дамой, подальше от ужасов войны, в тёплые объятья любимой женщины. Первая второстепенная авторская идея: надо выполнить свой долг перед Родиной: победить или умереть, мёртвому любовь не нужна, а, если выживешь в войне и потом вернёшся домой, то тогда и получишь семейное благополучие. Вторая второстепенная тема: тоска по родному дому, родному имению, по белым цветущим вишням и мирной жизни. Вторая второстепенная проблема: мирной жизни нет, а есть война. Вторая второстепенная авторская идея совпадает с основной авторской идеей и с первой второстепенной авторской идеей: надо воевать за Родину, а всё остальное решится само собой. Как говорили во времена гражданской войны в России: «Выполняй свой долг – и будь, что будет». Это одно из аристократических стихотворений в творчестве автора.
«Не грусти, не печалься, родная… ».
Это стихотворение о любви. Тема: любовь. Проблема: печаль, грусть любимой, которые лирический персонаж пытается развеять. Авторская идея: от хандры можно избавиться с помощью природы, красивого пейзажа.
«Шумя, о берег бьются волны… ».
Тема: философские размышления об устройстве нашего мира и Вселенной. Проблема: здесь лирическим героем избран Месяц. Его проблема в одиночестве. Авторская идея здесь, фактически, не обозначена. Повествование данного стихотворения полностью уходит в философские размышления о земном человеческом мире и о мире космическом, окружающем нашу планету со свех сторон и находящемся от нас на большом расстоянии.
«День погас, и нет сомнений… ».
Тема: философское осмысление нашего мира и мира потустороннего, находящегося за гранью понимания обыкновенного человека. Проблема здесь не очерчена, авторская идея тоже. Стихотворение является эстетизированным, полным тончайших и красивейших художественно-эстетических эфектов мастерски вплетённых в конву стихотворного повествования. Здесь изображена мистическая сверхреальность в типичной символистской манере, свойственной для поэзии Павла Иванова-Остославского.
«Ах, какое же это блаженство… ».
Тема: от серости этого мира лирический герой уходит в мир иной – в мистическую сверхреальность. Проблема: проблама здесь не очерчена, поскольку лирический герой, уйдя из человеческого мира, прибывает в мире потустороннем, в котором нет конфликтов, тягот и страданий. Авторская идея: оставаться в прекрасном и благородном, полном фееричности и волшебства мистическом мире как можно дольше.
«Здесь золотом блещет прохладный рассвет… ».
Здесь лирический герой уходит в потусторонний мир. Тема: бегство от людей в прекрасную и благородную сверхреальность. Проблема не очерчена. Авторская идея заключается в понимании того, что лирическое «альтер эго» автора должно находится в прекрасном фантастическом потустороннем мире как можно дольше. По своей идейной составляющей это стихотворение очень похоже на предыдущее.
«Я отказался от своей природы… ».
Тема этого стихотворения: уход из злобного и несправедливого человеческого мира. Проблема: не возможность сосуществования лирического героя с людьми. Авторская идея: надо уйти из человеческого мира в царство мистики, грёз, фантазий, став там полновластным владыкой и построить свой собственный потусторонний мир по законам добра, мудрости и красоты.
«Когда по веленью жестокого рока… ».
Это стихотворение балладного типа, имеющее явный, ярковыраженный философский матив. Тема: апокалипсис, разрушение человеческого мира, катастрофа. Проблема: захват планеты Земля Люцифером и его слугами - бесами. В данном стихотворении Дьявол и бесы – это, в известной мере, метафора. Под ними автор понимает не только мифологических персонажей, живущих в Аду, но и злобных и жестоких правителей Земли. Таких, как Гитлер, Ленин, Сталин, Пол Пот. Авторская идея заключается в двух последних строчках этого стихотворения: «Будь духом ты крепок, Мой брат – Человек!». То есть, люди должны быть нарвственно и духовно сильными, они должны объединиться друг с другом ради того, чтобы выжить и чтобы победить жестоких пришельцев, явившихся в человеческий мир из кошмарной потусторонней реальности. Это единственное стихотворение данного автора, в котором пришельцы из мистической сверхреальности оказались ещё более страшными, чем земные и реальные персонажи повествования. Обычно у Павла Иванова-Остославского происходит в стихах наоборот: местический мир прекрасен, светел и благороден. В него можно уходить от реальных ужасов настоящей земной жизни.
«В бою кровавом сломан мой эсток… ».
Это стихотворение является одним из самых интересных в творчестве автора как для читетеля, так и для учёного-исследователя. Здесь присутствует несколько тем. Главная тема: тяготы и скорби человеческой жизни на планете Земля. Проблема: постоянный нравственный выбор, который делает человек в своей жизни, ответственность за свой нравственный выбор. Авторская идея: морально разложившийся, подлый, беспринципный человек, который уже не способен исправиться, должен погибнуть, умереть. Первая второстепенная тема: любовь. Первая второстепенная проблема: невозможность сохранить любовь к людям в условиях жестокой жизни. Первая второстепенная авторская идея: исправить данное положение вещей можно только смертью. Вторая второстепенная тема: социальная несправедливость человеческого общества. Вторая второстепенная проблема: невозможность общество зделать справедливым. Каждая попытка его усовершенствовать кончается страданиями и кровью. Вторая второстепенная авторская идея: выход из этого неразрешимого клубка противоречий – смерть. Третья второстепенная тема: зверинная сущность государственной власти. Третья второстепенная проблема: к власти приходят моральные уроды, «мясники», люди без чести и совести. Третья второстепенная авторская идея совпадает с основной и со второй второстепенной идеей: разрешить этот вопрос можно только смертью. Здесь можно выделить и другие темы и проблемы более частного характера: поругание семейных святынь и разрушение семейного очага, патеря родных в условиях войны и голода, психические травмы и увечья, которые наносит человеческой душе, жизнь, моральная деградация человека попавшего в невыносимо тяжелые обстоятельства. В этом стихотворении присутствует широкая эмоциональная палитра: боль, обида, ненависть, презрение, любовь, утончённость, покаяние, гордость благородными предками. Павел Иванов-Остославский не был бы самим собой, если бы не написал это стихотворение именно так, как он это сделал. В этом стихотворном произведении отразилась сама жизнь и сама смерть со всеми их разнообразными пркрасными и ужасными, трагическими, страшными и зверскими проявлениями. Данное стихотворение можно признать, наверное, самым трагическим из всего творчеств автора.
«Не грусти в минуты трудные… ».
Тема этого стихотворения: уход в сакральную сверхреальность, в бесконфликтный идеальный мир, где влавствует безраздельно справедливоть, любовь и благородство. Поскольку на протяжении всего стихотворения описывается бесконфликтный потусторонний мир, то проблематика здесь отсутсвует. Проблема не поставлена. Авторская идея: надо просто верить, что все мечты и всё самое сокравенное и дрброе, о чём только не подумает человек, рано или поздно сбывается.
«Увы, я рыцарь бедный… ».
Тема: война и роль на этой войне простого воина. Проблема: выражается в строках «Увы, я рыцарь бедный, Не князь я и не граф, И у меня наследных Весьма не много прав», то есть, тема здесь - это трудные фронтовые будни солдата. Авторская идея: чётко не обозначена. Рыцарь должен утишать себя воспоминаниями о любви, о любимой женщине, которую он потерял безвозвратно, которая умерла, но которая осталась в его сердце на всю оставшуюся жизнь. Это одно из аристократических стихотворений в творчестве автора.
«Ивану Ивановичу Остославскому».
Тема: память о предках, преклонение перед их высокими добродетелями. Проблема: как наилучшем образом соответствовать высокому идеалу в лице прадеда. Авторская идея чётко не прослеживается, но в общем и целом она естественным образом вытекает из самого повествование о прадеде – достойном человеке. Чтобы быть таким же благородным, аристократичным, мужественным, храбрым и верным Отечеству, как прадед, нужно следовать тем же высоким принципам, которых придерживался он. Это одно из аристократических стихотворений в творчестве автора.
«Уж ни болен ли я – неужели…».
Тема этого произведения: уход в прекрасную и благородную сверхреальность из мира людей. Проблема чётко не обозначена, поскольку автор на протяжении всего стихотворения описывает идеальный бесконфликтный потусторонний мир. Авторская идея чётко не обозначена. На протяжении всего стихотворения автор описывает красивые благородные и сказочно-волшебные явления потустороннего мира. Здесь присутствует явное воспевание мужественности и силы в лице персонажа «рыцарские латы» и преклонение перед женским изяществом, женственностью, аристократизмом и красотой. Имеет место быть эстэтизация описания прекрасной «девы». Это одно из аристократических стихов в творчестве автора.
«Годен к походу я снова… ».
Тема: война и воин. Проблема: проблема связана с наличием у лирического героя женщины, о которой можно было бы думать на войне и которая благословила бы на ратный поход. Фактически здесь проблема любовная. Авторская идея: сильному и мужественному воину необходима любовь, которая могла бы внести высокий и красивый смысл в его трудное, полное тягот и лешений бытие. Это одно из аристократических стихов в творчестве автора.
«Натали Ахундовой».
Тема: борьба с подлецами и проходимцами, выживание в этом бездушном и жестоком мире. Проблема: борьбу с подлецами и проходимцами добрый благородный человек всегда произгрывает. Авторская идея чётко не прослеживается. Исходя из самой сути повествования можно сказать, что достойный человек должен воевать с подлыми и беспринципными людьми, даже, если он проиграет, потому что, такова его суть и таково его высшее предназначение. Лирический герой перенял от предков благородство, стремление к славе и любовь (рыцарские благодетели), но он раздавлен этим миром. Всё хорошее гибнет, а всё злое и подлое процветает.
«Родила мне жёнушка… ».
Тема этого стихотворения: семья, семейные ценности. Проблема: воспитание дочери. Стихотворение пытается предугадать, какой будет дочь, чьи унаследует черты. Авторская идея состоит в том, что дочь должна научится у матери, как унастоящей женщины, всем примудростям женского характера и всем жизненным вопросам. Мать для дочери – пожалуй важнее, чем отец, хотя и в «мужское колено» дочь тоже смотрит. Здесь есть побочная тема: отношение к предкам.
«Коту Маркизу».
Тема: животное в доме. Проблема: взаимоотношение кота и человека. Авторская идея: доброе отношение к животному может разрешить любые вопросы содержание животного в доме. В этом стихотворении автор умилается котом, сравнивая его с человеком. Вопрос любви к животному разрешается в пользу «быть».
«Врангелевцы».
Тема этого стихотворения: война и прибывание человека на войне. Проблема: гибельность войны. Авторская идея: духовное единение автора с павшими в боях за Отечество воинами. Автор сам готов умереть вместе с белыми воинами на поле брани. Авторское «альтер эго» и сам автор в данном случае, по сути, вообще перестают быть различимы. На данную тему и проблему можно посмотреть и шире. Здесь представлена тема гибели целой цевилизации – Российской Империи, и даже – ещё шире. Здесь изображена гибель всей Старой Европы со своим патриархальным, традиционным, полуфеодальным укладом. Проблема состоит в таком случае в спасении Старой Европы. И авторская идея здесь, так же как и почти во всех предыдущих стихотворениях, имеющих две или три авторских идеи, лирическое «альтер эго» автора умирает с героями стихотворения, не имея сил пережить катастрофу полного военного и морального поражения. Это одно из аристократических стихов в творчестве автора.
«Белый воин».
Тема: история Белой Гвардии, поражение белогвардейской армий в гражданской войне. Проблема: смерть на поле брани одного конкретного белого воина. Проблема тут проглядывает не чётко. По существу, автор не ставит здесь проблемы. Он рисует картину уже свершившихся событить. В стихотворении уже никто не с кем не воюет. События происходят через много-много лет после гибели белого воина. Всё стихотворения – это воспоминания и расмышления главного героя о прошлых событиях. Авторская идея, по существу, состоит в памяти. Нужно помнить Гражданскую Войну, доблестных русских солдат и офицеров, пытавшихся спасти Отечество и весь мир от «красной чумы», но погибших на той войне. Это одно из аристократических стихотворений в творчестве автора.
«Страшный сон ко мне приходит ночью… ».
Тема стихотворения: Гражданская Война в России 1918-1921 годов. Проблема: растрел царской семьи, мученическое и варварское умертвление царских детей, самого царя и царицы, а так же четырёх человек из числа свиты и прислуги. В этом стихотворении Павле Иванов-Остославский выступает как великий гуманист, скорбащий о трагических судьбах представителей царской фамилии и придворных, убитых в Екатиренбурге в дому Ипатьева в ночь с 16 на 17 июля 1918 года. Авторской идеи, которая могла бы разрешить ситуацию, здесь нет. События описаны в стихотворении с помощью полуреалистических-полумистических приёмов. Стихотворение пронизано щемящей болью, скорбью, ужасом. Это одно из стихов автора, посвящённое аристократической тематике и проблематике.
«Входим в разрушенный город начной… ».
Это мистическое стихотворение. Тема: Гражданская Война 1918-1921 годов в России. Проблематика чётко не обозначена, но её можно определить благодаря анализу общих событий фабулы, - это бой, борьба за «Веру, Царя и Отечество». Авторской идеи чёткой нет, но она проистекает из самой фабулы стихотворения. Идея в борьбе до смерти или до победного конца над врагом. Этим стихотворением поэт продолжает аристократическую тематику и проблематику в своём творчестве.
«Январь приходил белоснежный… ».
Идея: судьбы русской интеллигенции во время Гражданской Войны 1918-1921 годов в России. Трагическая судьба семьи Турбиных, которая состояла из русских офицеров. Автор этим стихотворением как бы продолжил знаменитый роман М.А.Булгакова «Белая Гвардия». Здесь автор показал, что было бы с Турбиными – главными героями «Белой Гвардии», если бы знаменитый роман имел продолжение. По мнению Павла Иванова-Остославского Турбиных постигла бы очасть многих интеллигентных военных семей тогдашней России: их бы большевики растреляли. Авторская идея чётко не обозначена. Этим стохотворением поэт продолжает аристократическую тематику и проблематику в своём творчестве.
«Лики степей»,
Тема: Гражданская Война 1918-1921 годов в России. Проблема: смерть воинов. Это стихотворение интересно тем, что антуражем для событий и коллизий, присутствующих в нём, является природа и древняя история Северного Причерноморья. История здесь мыслится как единая череда событий. Здесь природа и прошлое слиты в какой-то единый мир, мир идеальный, опоэтизированный, воспетый автором. Белые воины здесь изображены как мистические охранители этой древней земли от врагов, как стражники Черноморского пограничья, защищающие его от злых сил. Белые воины несут здесь «знамёна чести» - это яркий символ, характеризующий отношение поэта к событиям гражданской войны, произошедшие когда-то в этих местах. Авторская идея чётко не обозначена.
«Мой идеал человека не жнец… ».
Тема этого стихотворения: борьба Добра со Злом. Тут присутствует патриотический мотив. Автор призывает избавиться от внутренних врагов, которые изнутри захватывают нашу страну и уничтожают наш народ. Дол жен появится настоящий боец, воин, лидер, который победит врага. Авторская идея заключается в том, чтобы бороться всем здоровым силам народа до победы или до смерти. В этом стихотворении использован оригинальный приём: поэт называет врагов «животные расы», «геенова. черть». Таким образом, биологический термин и слова, которые у нас ассоциируются в первую очередь с верой, с христианством, с библией, слиты в единое логическое и образное целое. Враг здесь называется «питекантропом», что указывает на его моральную неполноценность, на то, что он несёт явное зло цивилизованному человеческому миру.
«Тихо ночь опускается в горы».
Тема: война с международным терроризмом в Чечне. Проблема: гибель русских солдат на этой страшной войне. Авторская идея не оформлена чётко. Единственным оправданием, по мнению поэта, таким смертям и человеческим потерям может быть то, что павшие солдаты сражались за Отечество, что они приняли «смерть за Родину, смерть за Россию, За Россию святую свою!».
«Чёрный туман окутал город …».
Это стихотворение повествует о Гражданской Войне 1918-1921 годов в России, точнее, о самом раннем её этапе – о захвате большевиками власти в Петрограде в 1917 году. Приход к власти большевиков и крававая резня тех лет – это и является темой стихотворения. Проблема: красный террор в Петрограде. Авторская идея обозначена не чётко. Автор рисует совершенно жуткую мистическую картину происходящего. Здесь применён типичный для Павла Иванова-Остославского приём: сопоставление «адской черти» с архаичными антропоидными формами – с «животными расами», с «питекантрапами». В некоторых стихотворениях поэта, которые не вошли в сборник «Избранные произведения» тоже присутствует этот приём. Для усиления эмоционального напряжения в стихе он употреблён автором далеко не единожды.
«Услыште, прадеды и деды… ».
Тема: борьба между красными и белыми во время Гражданской Войны 1918-1921 годов в России. Проблема: в России возникло большевистское иго, наша Родина захвачена «красной чумой». Лирические герои, от имени которых автор как бы обращается к белому воинству и вообще, к русской армии от времён Петра Великого до времени генерала Врангеля, молят о своём спасении от большевиков, об освобождении Отечества от их жестокой и кровавой власти. Здесь авторская идея выражена следующими строками:
«И пусть свинцовые метели
Побьют не мало мужичья,
И в этом благородном деле
Пусть будет лепта и моя!»
«Штабс-капитан Шеин… ».
Хотя Гражданская Война в России кончилась почти 100 лет тому назад, но её жуткие последствия наша страна продолжает до сих пор на себе испытывать. Это и есть тема стихотворения. Проблема состоит в том, чтобы терреторию Бывшей Российской империи очистить от той «человеческой накипи», которая победила в 1917 году. Лирический герой этого стихотворения вместе с павшими белыми воинами, которые мистическим образом воскреснут, призван освободить отечество от «воинственного хама», от «красного синджантропа», который поработил нашу святую землю. Авторская идея состоит в жесткой и бескомпромисной борьбе с врагом, а война эта будет победоносной и славной.
«По мативам Леси Украинки (Слова, зачем не клинок ты булатный… )».
Тема: борьба всех здоровых сил общества за благо народа. Проблема: автор борется с врагом не при помощи автомата, не на поле боя, а с помощью «словестного оружия», с помощью своих стихов, за письменным столом. Авторская идея: выражается в бескомпрогмисной борьбе. Она выражена в страках: «Слово… смело народ поведёшь за собой Ради свободы на праведный бой!».
«Марине Цветаевой».
Тема: павшие белые воины и память о них. Проблема обозначена не чётко. По сути, её можно определить так: воспевание славы и подвига геройски погибших белогвардейцев. Авторская идея чётко не обозначена. Лирический герой автор посвящает павшим в боях за Отечество свою печаль, он всегда помнит о них и свято бережёт в своём сердце их идеалы и святыни. В военном контексте здесь возникает образ знаметитой русской поэтессы Марины Цветаевой.
«На смерть Марины Цветаевой».
Тема: память о белом воинстве. Проблема: смерть лирической героини Марины Цветаевой. Она мыслится в стихотворении как «сестра» белых воинов – рыцарей, сражавшихся за белой, то есть чистое, благородное дело и погибших в бою. Здесь присутствует явное сходство стихотворения со средневековой поэзией. Сами белогвардейцы в этом стихотворении мыслятся как рыцари, закованные в стальные латы и одетые в белые крестоносные плащи. Авторская идея чётко не выражена, но она подразумевается самой логикой повествования. О белом рыцарстве нужно помнить и свято чтить его подвиг.
«Лев».
|