Мой сайт
Суббота, 23.11.2024, 05:09
QWW.com.ua - Каталог украинских сайтов
Меню сайта

Категории раздела

Вход на сайт

Поиск

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Друзья сайта


Фрагмент кандидатской диссертации о моём творчестве 2

Глава II. ТВОРЧЕСТВО
II.1 Языковедческий анализ
II.1.1 На уровне фонетики


II.1.2 На уровне лексики


II.1.3 На уровне словообразования


II.1.4 На уровне фразеологии


II.1.5 На уровне морфологии


II.1.6 На уровне синтаксиса


II.2 Литературоведческий анализ
Книга, ставшая предметом исследования данного диссертационного сочинения «Избранные Произведения», состоит из трёх поэтических сборников: «Святилище огня», «Ты и Я», «Плоды терновника». В состав книги вошло 113 стихотворных произведения, причём, в «Святилище огня» - 61, в «Ты и Я» - 19, в «Плоды терновника» - 26 поэтических произведения.
II.2.1 Строфика


II.2.2 Рифмика и метрика


II.2.3 Жанрово-тематическое своеобразие
Распределение стихов по жанрово-тематическим группам. Основные мативы творчества.
Любовная поэзия.
«Ты для меня теперь явилась… », «Когда я в ночи засыпаю… », «Живу я среди белых льдин… », «Марии Плошихиной», «Ночь, снова не сплю, вижу глубь темноты… », «Квазимодо», «Ты меня так искренно любила»,«Приди, хоть в сияньи денницы… », «Смейтесь, ангелы Господни… », «Много странного в женщине скрыто… », «За окнами движутся тени… », «Ольге Ивановне Остославской», «Письмо с фронта», «Не грусти, не печалься, родная… », «N.N.», «Еду я в широком поле… », «Катерине К.», «Как часто ночью на кровать прилёгши… ».
Философская поэзия.
«Шумя, о берег бьются волны… », «День погас, и нет сомнений… », «Ах, какое же это блаженство… », «Здесь золотом блещет прохладный рассвет… », «Я отказался от своей природы… », «Гелиос», «Выйти бы за жизненные грани… », «Когда по веленью жестокого рока… », «В бою кровавом сломан мой эсток… », «Не грусти в минуты трудные… », «Море шумит… », «Увы, я рыцарь бедный… », «Ивану Ивановичу Остославскому», «Принцессе Диане Уэльской», «Не тронь меня, не тронь… », «Светлоокая девица… », «Уходя всё далее и далее… »,«Уж ни болен ли я – неужели…»,«Годен к походу я снова… », «Ночь темна. На небе тучи… », «Пророчество Музы», «Ты отблеск солнециликого заката… », «Скифия (поэма)», «Самурай», «Веселились и играли… (Наяды)», «Минуты бегут, минуты спешат… », «Ещё с детских лет занимала меня… », «Людмиле Ивановне Черкун», «Предо мною жизнь лежит большая… », «Одни – невежи и смутьяны… », «Натали Ахундовой», «Глазами тысяч лун из мрака бытия… », «Смотрите ж, вот какая я… », «А.М. Юшкевичу», «Родила мне жёнушка… », «Часовые», «Романс», «Жизнь пройдёт, увы и ах… ».
Стихи о природе и животных (в т.ч. и пейзажная лирика).
«Коту Маркизу»,«Здравствуй, «Цезарь, мой котище», «Коту Барсу», «Маркизу», «Месяца серп в колыбеле туманной… », «Освещая хвойный лес… », «Монорифма».
Гражданско-патриотическая поэзия.
«Врангелевцы», «Белый воин», «Страшный сон ко мне приходит ночью… », «Входим в разрушенный город начной… », «Январь приходил белоснежный… », «Лики степей», «Мой идеал человека не жнец… »,«Тихо ночь опускается в горы», «Ночь, в дали темнеют пики… », «Как жутко ньчью здесь средь этих скал… », «Вновь к нам вернулись военные дни… »,«Широкий, как небо, как ветер свободный», «Чёрный туман окутал город …», «Услыште, прадеды и деды… », «Штабс-капитан Шеин… », «На проспектах демонстраций рой… », «Артеллеристы», «По мативам Леси Украинки (Слова, зачем не клинок ты булатный… )».
Стихи о поэте и поэзии.
«Марине Цветаевой», «На смерть Марины Цветаевой», «Не радуйтесь, ведьмы и черти… », «Стихи пишу я всюду… », «Гонимый высшим светом… », «Когда душа поэта… », «Наталье К.», «Укор», «Слухи о старости преувеличены».
Юмористическая поэзия.
«Когда-то я был на охоте… », «Гимн любви», «Эпиграмма на N.N.», «Лев», «В Воробьёве я пример нашёл…», «О, столица великой Европы… », «Ты светла и лебедина… », «Ольге Павелковской», «Эпиграмма на Александра Бутузова», «Нынешний день мой народ прославил… », «Коту Муравью», «У нашего котищи… », «Спокойной ночи, Шера-киска… », «Нежные чувства к бабкам зелёным… »,«Экспромт прекрасной Катане», «Люди-лохи», «Пародия на стихотворение О.П.», «Души портрет», «Мой портрет ты не задушешь… », «Быть козлом чрезвучайно стыдно… », «Быть мне вечно заячьим козлом…», «Я не простой – я заячий козёл… », «Всё пройдёт, и время тоже… ».
Религиозная поэзия.
Вся поэзия автора является так или иначе религиозной.
Деление поэзии Павла Иванова-Остославского на жанрово-тематические группы является во многом условным. Авторское своеобразие его поэзии таково, что почти каждое его стихотворение содержит по мимо основной темы, по которой стихотворение можно причислить к той или иной жанрово-тематической группе, ещё и несколько второстепенных тем. Из этих второстепенных тем и складывается тематика стихотворных произведений автора.
Все стихи сборника «Избранные произведения» мы распредилили по жанрово-тематическим группам.
В группу «философская поэзия» вошло 38 стихотворений и 1 поэма (т.е., 38 поэтических произведения). Это составляет 34,513 процента от общего количества стихотворений. Причём, 24 стихотворения и 1 поэма принадлежат к сборнику «Святилище огня», 6 стихотворений к сборнику «Ты и Я», 8 к сборнику «Плоды терновника».
В группу «юмористическая поэзия» вошло 23 стихотворения. Это составляет 20,353 процентов от общего количества стихотворений. Причём 6 стихотворений принадлежит к сборнику «Святилище огня», 6 к сборнику «Ты и Я», 11 к сборнику «Плоды терновника».
В группу «любовная поэзия» вошло 18 стихотворений. Это составляет 15,929 процентов от общего количества стихотворений. Причём, 13 стихотворений принадлежит к сборнику «Святилище огня», 4 к сборнику «Ты и Я», 1 к сборнику «Плоды терновника».
В группу «гражданско-патриотическая поэзия» вошло 18 стихотворений. Это составляет 15,929 процентов от общего количества стихотворений. Причём, 12 стихотворений принадлежит к сборнику «Святилище огня», 0 к сборнику «Ты и Я», 6 к сборнику «Плоды терновника».
В группу «стихи о поэте и поэзии» вошло 9 стихотворений. Это составляет 7,964 процента от общего количества стихотворений. 4 Стихотворения принадлежит к сборнику «Святилище огня», 3 к сборнику «Ты и Я», 2 к сборнику «Плоды терновника».
В группу стихов «стихи о природе и животных» (в том числе, и пейзажная поэзия) вошло 7 стихотворений это составляет 6,194 процентов от общего количества стихотворений, причём 6 стихотворений принадлежат к сборнику «Святилище огня», к сборнику «Ты и Я» - 0, к сборнику «Плоды терновника» - 1.
В группу «религиозная поэзия» стихотворений вошло 0. Говоря другими словами, среди стихов Павла Иванова-Остославского, вошедших в книгу «Избранные произведения», нет ни одного стихотворного произведения, которое можно было бы считать религиозным.
Из результатов распределения поэзии по жанрово-тематическим группам видно, что в колличественном отношении перу автора принадлежит философских стихотворений (38), на втором месте по количеству занимает группа «юмористическая поэзия» (23), третье место принадлежит сразу двум группам «любовная поэзия» и «гражданско-патриотическая поэзия» (18), четвёртое место принадлежит группе «стихи о поэте и поэзии» (9), пятое место принадлежит группе «стихи о природе и животных» (7).
В его стихях нет религиозной темы, выраженной прямо и явно, но есть религиозные мативы, которыми пронизаны некоторые стихи, принадлежащие к различным жанрово-тематическим группам. Например, в стихотворении о любви «Ты для меня теперь явилась» [1](этот стих можно считать програмным), присутствует религиозный матив. Во-первых, здесь есть такие строки, посвященные возлюблинной, «Веленью Божьему подвластна» - прямое указание на божественные силы. Во-вторых, в первой, третьей, четвёртой, пятой, шестой строфах этого стихотворения женщина сравнивается с Богом благодаря тому, что ей придаются троичные, тройственные качества: «Ты для меня теперь явилась, Любимой, Музой и Сестрой. О, сколько душ соединилось В твоём лице, в тебе одной ». В этой (первой) строфе женщине явно придаются качества Святой Троицы, которая, как известно триедина: Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой. В стихотворении идея троичности, триединства повторяется рефреном.
Вообще же, число 3 является сакральным в очень многих релизиях, причём, не только монотеистических, но и в политеистических, языческих.
Религиозными мативами принизаны многие философские стихи данного автора. Бог для Павла Иванова-Остославского – это понятие в высшей степени бытийное, а не релизиозно-обрядовое. Оно гораздо в большей степени принадлежит миру «содержания», «сущности», «сути», а не «формы». Поэзии автора совершенно не присуща внешняя религиозность, но все его мистические стихи, фактически, являются религиозными. Когда автор в своём стихотворном тексте «произносит» слово «Вечность», «Благородство», «Красота», «Истина», «Справедливость», «Женщина», «Утончённость», «Отечество», он под всеми этими понятиями всегда подразумевает понятие «Бог». Автор Бога называет Богом достаточно нечасто. Он называет и прославляет Бога через называние и прославление так называемых «обсалютов». Сам Павел Иванов-Остославский создал учение об «обсалютах» - нравственном, эстетическом, этическом. [36]. Это учение было изложено автором в своих мемуарах «Последний рубеж или Мне не страшно умирать»
Стихи, в которых присутствует матив смерти:
«Квазимодо», «Ты меня так искренно любила», «Смейтесь, ангелы Господни… », «Письмо с фронта», «Еду я в широком поле… », «Однажды днём ненастным… », «Выйти бы за жизненные грани… », «Когда по веленью жестокого рока… », «В бою кровавом сломан мой эсток… », «Не грусти в минуты трудные… », «Море шумит… », «Увы, я рыцарь бедный… », «Принцессе Диане Уэльской», «Не тронь меня, не тронь… », «Минуты бегут, минуты спешат… », «А.М. Юшкевичу», «Часовые», «Жизнь пройдёт, увы и ах… », «Врангелевцы», «Белый воин», «Страшный сон ко мне приходит ночью… », «Входим в разрушенный город начной… », «Январь приходил белоснежный… »,
«Лики степей», «Тихо ночь опускается в горы», «Ночь, в дали темнеют пики… », «Как жутко ньчью здесь средь этих скал… », «Вновь к нам вернулись военные дни… », «Услыште, прадеды и деды… », «Штабс-капитан Шеин… », «Артеллеристы», «Марине Цветаевой», «На смерть Марины Цветаевой», «Не радуйтесь, ведьмы и черти… », «Стихи пишу я всюду… », «Когда душа поэта… »,
Стихи, в которых присутствует религиозный матив.
«Ты для меня теперь явилась… », «Марии Плошихиной», «Ночь Снова не сплю, вижу глубь темноты… », «Квазимодо» (матив клирикализма), «Ты меня так искренне любила… », «Приди хоть в сиянье денницы… », «Смейтесь, ангелы Господни… », «На смерть Марины Цветаевой», «Страшный сон ко мне приходит ночью… », «Мой идеал человека не жнец… », «Когда по веленью жестокого рока… », «Не радуйтесь ведьмы и черти… », «Нынешний день мой народ прославил… » (матив клирикализма), «Чёрный туман окутал город… », «Услыште, прадеды и деды… », «Штабс-капитан Шеин… », «Глазами тысяч лун из мрака бытия… », «Жизнь пройдёт, увы и ах… », «Ты меня так искренно любила», «Наталье К.», «Когда-то я был на охоте… ».
Стихи, в которых присутствует матив аристократизма, интеллигенции.
«Ольге Ивановне Остославской», «Письмо с фронта», «В бою кровавом сломан мой эсток… », «Ивану Ивановичу Остославскому», «Принцессе Диане Уэльской», «Уж ни болен ли я – неужели…»,«Годен к походу я снова… », «Родила мне жёнушка… », «Врангелевцы», «Белый воин», «Страшный сон ко мне приходит ночью… », «Входим в разрушенный город начной… », «Январь приходил белоснежный… », «Лики степей», «Услыште, прадеды и деды… », «Штабс-капитан Шеин… », «Марине Цветаевой», «На смерть Марины Цветаевой», «Гонимый высшим светом… », «Лев»,
Стихи, в которых присутствует мотив верности долгу, Отечеству и царю, патриотизма, воиской доблести.
«Врангелевцы», «Белый воин», «Входим в разрушенный город ночной… », «Письмо с фронта», «Лики степей», «Письмо с фронта», «Увы, я рыцарь бедный… », «Скифия (поэма)», «Гонимый высшим светом… », «Укор», «О, столица великой Европы… », «Экспромт прекрасной Катане».
Стихи, в которых присутствуют философские мативы.
«Ты меня так искренно любила», Приди, хоть в сияньи денницы… », «Смейтесь, ангелы Господни… », «Много странного в женщине скрыто… », «Как часто ночью на кровать прилёгши… », «Монорифма», «Стихи пишу я всюду… », «Быть козлом чрезвучайно стыдно… », «Быть мне вечно заячьим козлом…», «Я не простой – я заячий козёл… », «Всё пройдёт, и время тоже… ».
Стихи, в которых присутствует тема или матив мистической сверхреальности.
«День погас, и нет сомнений», «Входим в разрушенный город ночной», «Ночь темна. На небе тучи, буд-то из свинца», «Когда я в ночи засыпаю… », «Живу я среди белых льдин… », «Марии Плошихиной», «Ночь, снова не сплю, вижу глубь темноты… », Приди, хоть в сияньи денницы… », «За окнами движутся тени… », «N.N.», «Как часто ночью на кровать прилёгши… », «Шумя, о берег бьются волны… », «День погас, и нет сомнений… », «Ах, какое же это блаженство… », «Здесь золотом блещет прохладный рассвет… », «Я отказался от своей природы… », «Когда по веленью жестокого рока… », «Не грусти в минуты трудные… », «Ивану Ивановичу Остославскому», «Уходя всё далее и далее… », «Уж ни болен ли я – неужели…», «Пророчество Музы», «Ты отблеск солнециликого заката… », «Белый воин», «Страшный сон ко мне приходит ночью… », «Лики степей», «Чёрный туман окутал город …», «Услыште, прадеды и деды… », «Марине Цветаевой», «На смерть Марины Цветаевой», «Не радуйтесь, ведьмы и черти… », «Стихи пишу я всюду… », «Когда-то я был на охоте… », «О, столица великой Европы… », «Пародия на стихотворение О.П.».
Стихи, в которых присутствуют любовные мативы.
«Увы, я рыцарь бедный… », «Уж ни болен ли я – неужели…», «Ты отблеск солнециликого заката… », «Предо мною жизнь лежит большая… », «Родила мне жёнушка… », «Романс», «Слухи о старости преувеличены», «Гимн любви», «Ты светла и лебедина… », «Пародия на стихотворение О.П.».
Стихи, в которых присутствует матив дружбы.
«Марии Плошихиной», «Катерине К.», «Людмиле Ивановне Черкун», «Предо мною жизнь лежит большая… », «Натали Ахундовой», «А.М. Юшкевичу», «Экспромт прекрасной Катане», «Пародия на стихотворение О.П.», «Души портрет».
Стихи, где присутствует матив переселения душ
«Стихи пишу я всюду… ».
Стихи, где присутствует тема нравственного выбора и вины.
«Квазимодо», «Ты меня так искренно любила», «В бою кровавом сломан мой эсток… », «Море шумит… », «Увы, я рыцарь бедный… », «Смотрите ж, вот какая я… », «Быть козлом чрезвучайно стыдно… », «Быть мне вечно заячьим козлом…», «Я не простой – я заячий козёл… ».
Стихи, где присутствует матив скоротечности времени.
«Много странного в женщине скрыто… », «Принцессе Диане Уэльской», «Слухи о старости преувеличены», «Всё пройдёт, и время тоже… ».
Стихи, в которых присутствует матив преклонения перед предками и памятью о них
«Ольге Ивановне Остославской», «Ивану Ивановичу Остославскому», «Марине Цветаевой», «Уж ни болен ли я – неужели…», «Натали Ахундовой», «Родила мне жёнушка… », «Гонимый высшим светом… ».
Стихи, в которых присутствует матив мученичества.
«Страшный сон ко мне приходит ночью… », «Январь приходил белоснежный… », Приди, хоть в сияньи денницы… », «Смейтесь, ангелы Господни… », «Много странного в женщине скрыто… », «Письмо с фронта», «Однажды днём ненастным… », «В бою кровавом сломан мой эсток… », «Море шумит… », «Натали Ахундовой», «Часовые», «Врангелевцы», «Белый воин», «Входим в разрушенный город начной… », «Январь приходил белоснежный… », «Марине Цветаевой», «На смерть Марины Цветаевой», «Не радуйтесь, ведьмы и черти… », «Когда душа поэта… ».
Стихи, в которых присутствует мотив скорби.
«Еду я в широком поле… », «Море шумит… », «Принцессе Диане Уэльской», «Людмиле Ивановне Черкун», «Предо мною жизнь лежит большая… », «Натали Ахундовой», «Жизнь пройдёт, увы и ах… », «Тихо ночь опускается в горы».
Стихи, где присутствуют природные, пейзажные, экологические мативы.
«Люди-лохи», «Ночь, снова не сплю, вижу глубь темноты… », «Не грусти, не печалься, родная… », «Шумя, о берег бьются волны… », «Ах, какое же это блаженство… », «Здесь золотом блещет прохладный рассвет… », «Я отказался от своей природы… », Гелиос», «Выйти бы за жизненные грани… », «Когда по веленью жестокого рока… », «Море шумит… », «Светлоокая девица… », «Самурай», «Ещё с детских лет занимала меня… », «Глазами тысяч лун из мрака бытия… », «А.М. Юшкевичу», «Тихо ночь опускается в горы», «Ночь, в дали темнеют пики… », «Как жутко ньчью здесь средь этих скал… », «Широкий, как небо, как ветер свободный», «Слухи о старости преувеличены», «Когда-то я был на охоте… », «Лев», », «Ольге Павелковской», «Коту Муравью», «У нашего котищи… », «Спокойной ночи, Шера-киска… », «Мой портрет ты не задушешь… », «Быть козлом чрезвучайно стыдно… », «Быть мне вечно заячьим козлом…», «Я не простой – я заячий козёл… ».
Стихи, в которых присутствует матив одиночества.
«Ах, какое же это блаженство… », «Здесь золотом блещет прохладный рассвет… », «Я отказался от своей природы… », «Однажды днём ненастным… », «Море шумит… », «Самурай», «Натали Ахундовой».
Стихи, в которых присутствует матив войны.
«В бою кровавом сломан мой эсток… », «Море шумит… », «Увы, я рыцарь бедный… », «Письмо с фронта», «Еду я в широком поле… », «Ивану Ивановичу Остославскому», «Годен к походу я снова… », «Ночь темна. На небе тучи… », «Скифия (поэма)», «Часовые», «Натали Ахундовой», «Мой идеал человека не жнец… », «Тихо ночь опускается в горы», «Ночь, в дали темнеют пики… », «Как жутко ньчью здесь средь этих скал… », «Вновь к нам вернулись военные дни… », «Чёрный туман окутал город …», «Услыште, прадеды и деды… », «Штабс-капитан Шеин… », «На проспектах демонстраций рой… », «Артеллеристы», «По мативам Леси Украинки (Слова, зачем не клинок ты булатный… )», «Марине Цветаевой», «На смерть Марины Цветаевой», «Экспромт прекрасной Катане».
Стихи, где присутствует матив поэта и поэзии.
«Не тронь меня, не тронь… », «Пророчество Музы», «Родила мне жёнушка… », «Эпиграмма на N.N.», «Эпиграмма на Александра Бутузова», «Души портрет».
Стихи, в которых присутствует матив юмора, иронии и самоиронии.
«Жизнь пройдёт, увы и ах… », «Коту Маркизу»,«Здравствуй, Цезарь, мой котище», «Коту Барсу», «Маркизу».
Стихи, в которых присутствуют спортивные мативы.
«Коту Маркизу», «Маркизу».
Классификация по мотивам, т.е., по темам второго и третьего порядка.
Религиозный матив присутствует в 21 стихотворении; стихи, в которых присутствует мотив верности долгу, Отечеству и царю, патриотизма, воиской доблести: 12; стихи, в которых присутствуют философские мативы: 11; стихи, в которых присутствует тема или матив мистической сверхреальности: 35; стихи, в которых присутствуют любовные мативы: 10; стихи, в которых присутствует матив дружбы: 9; стихи, где присутствует матив переселения душ: 1; стихи, где присутствует тема нравственного выбора и вины: 9; стихи, где присутствует матив скоротечности времени: 4;стихи, в которых присутствует матив преклонения перед предками и памятью о них: 7; стихи, в которых присутствует матив мученичества: 18; стихи, в которых присутствует мотив скорби: 8; стихи, где присутствуют природные, пейзажные, экологические мативы: 31; Стихи, в которых присутствует матив одиночества: 7; стихи, в которых присутствует матив войны: 25; стихи, где присутствует матив поэта и поэзии: 6; стихи, в которых присутствует матив юмора, иронии и самоиронии: 5; стихи, в которых присутствуют спортивные мативы: 2; стихи, в которых присутствует матив аристократизма, интеллигенции: 20; матив смерти присутствует в 35 стихотворениях.
.
Из этой классификации видно, что превалирующими мативами в поэзии автора являются матив мистической сверхреальности и мотив смерти: 35 произведений, преродно-пейзажно-экологический матив: 31; матив войны: 25.
Анализирую результаты исследования поэзии автора с точки зрения основных тем и мативов, встречающихся в ней, можно сделать следующие выводы. Павел Иванов-Остославский в первую очередь является поэтом-философом. На философские темы им написано больше стихотворений, чем на любые другие. Тематика второго и третьего плана во многих его стихотворениях является философской или мистической, «сверхреальной». Мистицизм творчества автора является глубоко философским, порой религиозным. Если подсчитать все стихи, которые прамо или косвенно связаны с философской тематикой, (38 философских стихотворений + одна поэма + 11 стихотворений имеющих философские мативы + 35 стихотворений, посвященных мистической сверхреальности (а это, по существу, тоже философская лирика) + 1 стихотворение, посвященное переселению душ (это, по существу, тоже философия) то получается весьма немалое число: 86. Именно 86 стихотворений из 113 вошедших в книгу «Избранные произведения» являются в большей или меньшей степени философскими.
Не трудно заметить, что стихи имеющие матив мистической сверхрекальности, и стихи, имеющие матив смерти, этово многих случаях одни и теже произведения. Это говорит о том, что в поэзии автора мистические представления прежде всего касаются смерти. В поэзии Павла Иванова-Остославского мативы смерти, мученичества, трагичности, войны, мистики переплетаются друг с другом, создавая суровую картину человеческой жизни переходящей в смерть и дальше в жизнь загробного, потутстороннего мира.
Результаты данного исследования дают нам полное право назвать Павла Иванова-Остославского поэтом-философом, поэтом-мыслителем и поэтом-мистиком.
Изучение проблематики автора, её анализ и вдумчивое осмысление неизбежно приводит нас к выводу о том, что Павел Иванов-Остославский по праву назван в литературоведческих статьях поэтом-символистом (символоромантиком), певцом аристократического идеала, автором, который уделил очень важное место в своём творчестве борьбе за справедливость, против зла, порока, бездуховности. 9 его стихотворений посвятил гражданской войне – борьбе «Старой России» и России «новой». 20 Стихотворений посвятил данный автор теме аристократии и интеллигенции. Это стихи, которые в основном посвящены истории: Гражданской войне в России 1918-1921 годов.
Из данного исследования видно, что в творчестве автора важную роль играют темы и мативы юмора, сатиры, иронии (23 стихотворения, принадлежащих к жанрово-тематической группе «юмаристическая поэзия» + 5 стихотворений, принадлежащих к мативам «юмора, иронии и самоиронии» итого: 28 стихотворений).
Распределение поэзии автора по «старым» жанровым группам
оды дружеское послание сонет Элегия, эпиграмма, поэма, баллада, сонет
Поэзию Павла Иванова-Остославского можно классифицировать по принадлежности к «старым» поэтическим жанрам, активно применявшихся русскими авторами в XVIII-XIX веках. Поэтический корпус книги «Избранные произведения» состоит из стихов таких жанров, как: ода, дружеское послание, сонет, элегия, эпиграмма, поэма, баллада, сонет.
Героико-патриотическое стихотворение
Дружеское послание
Сонет
Пародия
Басня
Элегия
«Ты для меня теперь явилась… », «Когда я в ночи засыпаю… », «Живу я среди белых льдин… », «Марии Плошихиной», «Ночь, снова не сплю, вижу глубь темноты… », «Ты меня так искренно любила»,«Приди, хоть в сияньи денницы… », «Смейтесь, ангелы Господни… », «За окнами движутся тени… », «Не грусти, не печалься, родная… », «N.N.», «Катерине К.», «Как часто ночью на кровать прилёгши… », «Выйти бы за жизненные грани… », «Принцессе Диане Уэльской», «Светлоокая девица… », «Пророчество Музы», «Ты отблеск солнециликого заката… », «Самурай», «Веселились и играли… (Наяды)», «Минуты бегут, минуты спешат… », «Ещё с детских лет занимала меня… », «Предо мною жизнь лежит большая… », «Одни – невежи и смутьяны… », «Натали Ахундовой», «Глазами тысяч лун из мрака бытия… », «Месяца серп в колыбеле туманной… », «Освещая хвойный лес… », «Монорифма», «Врангелевцы», «Белый воин», «Широкий, как небо, как ветер свободный», «Январь приходил белоснежный… », «Марине Цветаевой», «На смерть Марины Цветаевой»,
«Не радуйтесь, ведьмы и черти… », «Укор», «Слухи о старости преувеличены», «Когда душа поэта… », «Гимн любви», «О, столица великой Европы… », «Ты светла и лебедина… », «Коту Муравью», «Всё пройдёт, и время тоже… », «Шумя, о берег бьются волны… », «День погас, и нет сомнений… », «Романс»,.
Эпиграмма
«Эпиграмма на N.N.», «В Воробьёве я пример нашёл…», «Эпиграмма на Александра Бутузова», «Души портрет», «Мой портрет ты не задушешь… ».
Поэма
Баллада
«Квазимодо», «Ольге Ивановне Остославской», «Письмо с фронта», «Еду я в широком поле… », «Ах, какое же это блаженство… », «Здесь золотом блещет прохладный рассвет… », «Я отказался от своей природы… », «Гелиос», «Когда по веленью жестокого рока… », «В бою кровавом сломан мой эсток… », «Море шумит… », «Увы, я рыцарь бедный… », «Ивану Ивановичу Остославскому», «Уж ни болен ли я – неужели…»,«Годен к походу я снова… », «Ночь темна. На небе тучи… », «Смотрите ж, вот какая я… », «А.М. Юшкевичу», «Родила мне жёнушка… », «Часовые», «Уходя всё далее и далее… », «Коту Маркизу»,«Здравствуй, «Цезарь, мой котище», «Коту Барсу», «Маркизу», «Страшный сон ко мне приходит ночью… », «Входим в разрушенный город начной… », «Лики степей», «Мой идеал человека не жнец… »,«Тихо ночь опускается в горы», «Ночь, в дали темнеют пики… », «Как жутко ньчью здесь средь этих скал… », «Вновь к нам вернулись военные дни… », «Чёрный туман окутал город …», «Услыште, прадеды и деды… », «Штабс-капитан Шеин… », «На проспектах демонстраций рой… », «Артеллеристы», «Гонимый высшим светом… », «Когда-то я был на охоте… », «Нынешний день мой народ прославил… », «Много странного в женщине скрыто… ».
Героико-патриотических стихотворения выявлено - 2; дружеских послания – 2; сонет – 1; пародий – 6; басня – 1; эллегий – 47; эпиграмм – 5; поэмма – 1; баллад – 40.
Распределение некоторых стихотворений по «старым» жанровым группам у нас вызвало накоторое затруднение, поскольку жанровые признаки у некоторых стихотворений являются размытыми. Например, к какому жанру следует отнести стихотворение «Шума, о берег бьются волны»? С одной стороны, это стихотворение имеет повествовательный характер, в нём имеется некоторый элемент эпичности (признаки баллады на лицо). С другой – лиризма здесь явно больше, чем эпики, в стихотворении нет никакой героики или потетики, оно по тону грусно-меланхоличное (это признаки эллегии). Так эллегия это или баллада? Таже ситуация сложилась со стихотворениями «Врангелевцы», «Белый воин», «Январь приходил белоснежный… ». Эти стихи содержат признаки как эллегии, так и баллады. Из этого можно сделать вывод: принадлежность к «старым» жанрам многих стихотворений Павла Иванова-Остославского является размытой.
Мы нашли возможным утверждать, что в творчестве данного автора можно выделить некоторое количество стихотворений, принадлежащих к жанру идилии.
Идилия
«Когда я в ночи засыпаю… », «Живу я среди белых льдин… », «Ночь, снова не сплю, вижу глубь темноты… », «За окнами движутся тени… », «Ольге Ивановне Остославской», «Катерине К.», «Шумя, о берег бьются волны… », «Ах, какое же это блаженство… », «Здесь золотом блещет прохладный рассвет… », «Гелиос», «Выйти бы за жизненные грани… », «Не грусти в минуты трудные… », «Ивану Ивановичу Остославскому», «Светлоокая девица… », «Уходя всё далее и далее… »,«Уж ни болен ли я – неужели…», «Пророчество Музы», «Ты отблеск солнециликого заката… », «Самурай», «Месяца серп в колыбеле туманной… », «Освещая хвойный лес… », «Наталье К.», «Слухи о старости преувеличены».
К жанру «идилия» относиттся 23 стихотворения, что составляет 20, 353 процента от общего количества.



II.2.4 Проблематика
Проблематика
Философская проблематика
«Шумя, о берег бьются волны… », «Я отказался от своей природы… », «Выйти бы за жизненные грани… », «Когда по веленью жестокого рока… », «В бою кровавом сломан мой эсток… », «Не грусти в минуты трудные… », «Море шумит… », «Увы, я рыцарь бедный… », «Ивану Ивановичу Остославскому», «Уж ни болен ли я – неужели…», «Ещё с детских лет занимала меня… », «Одни – невежи и смутьяны… », «Глазами тысяч лун из мрака бытия… », «Монорифма».
Романная проблематика
«Ты для меня теперь явилась… », Когда я в ночи засыпаю… », «Живу я среди белых льдин… », «Марии Плошихиной», «Ночь, снова не сплю, вижу глубь темноты… », «Квазимодо», «Ты меня так искренно любила»,«Приди, хоть в сияньи денницы… », «Смейтесь, ангелы Господни… », «Много странного в женщине скрыто… », «За окнами движутся тени… », «Ольге Ивановне Остославской», «Письмо с фронта», «Не грусти, не печалься, родная… », «N.N.», «Еду я в широком поле… », «Катерине К.», «Как часто ночью на кровать прилёгши… », «День погас, и нет сомнений… », «Ах, какое же это блаженство… », «Здесь золотом блещет прохладный рассвет… », «Гелиос», «Принцессе Диане Уэльской», «Не тронь меня, не тронь… », «Светлоокая девица… », «Уходя всё далее и далее… », «Годен к походу я снова… », «Ночь темна. На небе тучи… », «Пророчество Музы», «Ты отблеск солнециликого заката… », «Самурай», «Веселились и играли… (Наяды)», «Минуты бегут, минуты спешат… », «Людмиле Ивановне Черкун», «Предо мною жизнь лежит большая… », «Натали Ахундовой», «Смотрите ж, вот какая я… », «А.М. Юшкевичу», «Родила мне жёнушка… », «Часовые», «Романс», «Жизнь пройдёт, увы и ах… », «Коту Маркизу»,«Здравствуй, «Цезарь, мой котище», «Коту Барсу», «Маркизу», «Месяца серп в колыбеле туманной… », «Освещая хвойный лес… », «Марине Цветаевой», «На смерть Марины Цветаевой», «Не радуйтесь, ведьмы и черти… », «Стихи пишу я всюду… », «Гонимый высшим светом… », «Когда душа поэта… », «Наталье К.», «Укор», «Слухи о старости преувеличены», «Когда-то я был на охоте… », «Гимн любви», «Эпиграмма на N.N.», «Лев», «В Воробьёве я пример нашёл…», «О, столица великой Европы… », «Ты светла и лебедина… », «Ольге Павелковской», «Эпиграмма на Александра Бутузова», «Коту Муравью», «У нашего котищи… », «Спокойной ночи, Шера-киска… », «Нежные чувства к бабкам зелёным… »,«Экспромт прекрасной Катане», «Люди-лохи», «Пародия на стихотворение О.П.», «Души портрет», «Мой портрет ты не задушешь… », «Быть козлом чрезвучайно стыдно… », «Быть мне вечно заячьим козлом…», «Я не простой – я заячий козёл… », «Всё пройдёт, и время тоже… ».
Социокультурная проблематика
«Врангелевцы», «Белый воин», «Страшный сон ко мне приходит ночью… », «Входим в разрушенный город начной… », «Январь приходил белоснежный… », «Лики степей», «Мой идеал человека не жнец… », «Услыште, прадеды и деды… », «Штабс-капитан Шеин… »,
Национально-историческая проблематика
«Скифия (поэма)», «Тихо ночь опускается в горы», «Ночь, в дали темнеют пики… », «Как жутко ньчью здесь средь этих скал… », «Вновь к нам вернулись военные дни… », «Широкий, как небо, как ветер свободный», «Чёрный туман окутал город …», «На проспектах демонстраций рой… », «Артеллеристы», «По мативам Леси Украинки (Слова, зачем не клинок ты булатный… )», «Нынешний день мой народ прославил… »,
Мифологическая проблематика
В эту группу не вошло ни одного стихотворения.
Проблематика творчества автора является такой же многоплановой, сложной и многогранной, как сама жизнь. В творчестве автора во множестве наличествуют стихи, проблематика которых однозначно совершенно не определима. Особенно это касается его баллад. Например, стихотворение «Письмо с фронта». Какие в нём темы? Какие оно ставит проблемы? Тема войны и проблема выживания в условиях фронта человека, тема и проблема освобождения России от «красной чумы», тема и проблема сохранения отношений, чувств, любви между лирическим героем баллады и его любимой супругой. Можно ли причислить это стихотворение к любовной поэзии? Да. Можно ли это стихотворение причислить к военной поэзии? Да. В этом стихотворении присутствует широкий спектр человеческих чувств, разнообразная гамма эмоций и впечатлений. Здесь присутствует и нежность, которую испытывает молодой белый офицер к своей жене, которую он не видел несколько лет, и чувства долга перед Отечеством, которое надо освободить от врага даже ценой своего семейного счастья и своей собственной жизни. В этом стихотворении есть чувство усталости от войны, ностальгия по прошлому, любование родной малороссийской природой, ощущение безысходности, обречённости, острой боли от разлуки с любимой, предчувствие близкой смерти. В этом стихотворении автор рисует реальные жизненные перипетии с пугающей и поражающей читателя убедительностью. Такой эффект достигается безукоризненным поэтическим мастерством автора, а также многоплановостью и многомерностью образов и событий, изображённых в стихах.

Категория: Мои статьи | Добавил: pivanovostoslavskij (23.06.2022) | Автор: Павел Игоревич Иванов-Остославский E
Просмотров: 97 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar