Самусёнок Людмила Фёдоровна. Творчество П. И. Иванова-Остославского: Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01 : Херсон, 2001, c.
Министерство образования и культуры Украины
Херсонский государственный университет
Кафедра истории мировой литературы и культуры
Самусёнок Людмила Фёдоровна
Творчество П.И. Иванова-Остославского
Диссертация
на соискание учёной степени кандидата филологических наук
Специальность 10.01.01 – украинская литература
Научный руководитель – доктор филологических наук, профессор Ильинская Н. И.
Херсон – 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
Теоретическая ценность и практическая значимость
Обзор литературы
Цели и задачи
Объект и предмет
Методы исследования
На каком конкретном материале выполнена работа
Перечень и обоснование структурных элементов работы
Глава I. БИОГРАФИЧЕСКИЕ ВЕХИ, ПЕРЕОДИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСТВА, ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД
I.1 Биография
I.1.А Родословие
I.1.Б Жизнеописание
I.2 Периодизация творчества
I.3 Творческий метод
Глава II. ТВОРЧЕСТВО
II.1 Языковедческий анализ
II.1.1 На уровне фонетики
Суперсегментные единицы языка
Морфемика, флексии
II.1.2 На уровне лексики
Слова по происхождению
Пассивный-активный запас
II.1.3 На уровне словообразования
II.1.4 На уровне фразеологии
II.1.5 На уровне морфологии
Частиречная классификация
Лексико-грамматические разряды
II.1.6 На уровне синтаксиса
II.2 Литературоведческий анализ
II.2.1 Строфика
II.2.2 Рифмика и метрика
II.2.3 Жанрово-тематическое своеобразие
II.2.4 Проблематика
II.2.5 Выразительно-изобразительные средства
II.2.6 Стилистика, этика, эстетика (поэтика)
II.3 Философские взгляды и мировоззренческая картина мира
Соотношение традиционности и новаторства
Степень литературности
Связь с рыцарской поэзией
Связи с поэзией «Серебряного» и «Золотого» века
Параллели с европейской и мировой философией
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В наше время — в десятые-двадцатые годы XXI века — в украинской литературе господствуют авангардистские и пост-авангардистские веяния. На гребень литературной волны взбираются авторы, напрочь отрицающие классические литературные каноны, проповедывающие в искусстве эпатаж, грубость, пошлость, нигилизм, сексуальную распущенность, нравственную всеядность, галицкий ультранационализм. Творчество посредственных, но рьяных и неутомимых в отстаивании своего эго «поэтов», получает громкое социальное звучание. На всевозможных литературных конкурсах, в которых сейчас нет недостатка на Украине, подобные авторы завоёвывают высокие места. Их стихи публикуются в газетах и журналах в нашей стране, а также, даже, в России, в таких некогда авторитетных журналах, как «Новый Мир» и «Звезда». Литературная бездарщина и серость торжествуют. Учитывая создавшееся положение в украинской литературе, каждый по-настоящему достойный автор должен представлять для отечественного литературоведения двойную, а, возможно, и тройную ценность. Творчество Павла Иванова-Остославского бесспорно принадлежит к числу ярких и масштабных явлений современного литературного процесса на Украине. Он считатется основоположником символоромантизма – нового традиционалистского течения в современной поэзии. Его авторству принадлежит немало блестящих стихотворений, поражающих читателя своей эмоциональной и философской глубиной, благородством чувств и суждений. Творчество Павла Иванова-Остославского проникнуто апологетикой великорусскости и монархизма, традиционалистических представлений об устройстве человеческого мира, эстетикой аристократизма, мужественности, подвижничества. Современное общество, по нашему глубокому убеждению, устало от новомодных литературных изысков, заполонивших страницы украинских книг и журналов. Оно жаждет возвращения к чистым родникам духовности и здорового литературного вкуса, которыми некогда так славилась отечественная литература. Творчество Павла Иванова-Остославского безусловно соответствует чаяниям и потребностям интеллигентного и образованного украинского читателя. Его творчество стало масштабным явлением литературной жизни, оно повлияло на умы и сердца людей, оно стало выразителем взглядов определённой части общества (потомственной интеллигенции), оно имеет художественно-эстетическую ценность большую, чем творчество подавляющего большинства современных общепризнанных авторов, поэтому его следует изучать как литературный, идейно-философский и социальный феномен. Творчество Павла Иванова-Остославского никогда ранее не было объектом научного изучения (если не считать нескольких литературно-критических статей [21] [22] [23] [24] [25] [26]). Данная диссертация восполняет этот пробел. Научное изучение художественного наследия данного автора является актуальной, более того,- насущной потребностью украинского литературоведения. Благодаря научному осмыслению его творчества, для общественности станут очевиднее те новые художественно-эстетические горизонты, которые открывает перед читающими людьми творчество Павла Иванова-Остославского. Подробное и вдумчивое изучение творчества поэта даст возможность современному литературоведенью определить вклад Павла Иванова-Остославского в копилку художественности и духовности современной украинской литературы, осмыслить поэзию автора в контексте развития отечественного искусства на рубеже XX – XXI веков.
Тот факт, что диссертация написана по специальности «украинская литература», говорит только о формально-географической принадлежности автора. Павел Иванов-Остославский живёт на Украине, все свои стихи и рассказы он написал, находясь на территории Украины, однако идейно его творчество – шире. Оно выражает идеалы великорусскости и поддерживает идею имперского единения Украины и России.
Теоретическая ценность данной диссертации заключается в том, что она позволит изучить, осмыслить и ввести в научный обиход творчество Павла Иванова-Остославского – автора, внёсшего в отечественную литературу свой неоспоримый вклад. Практическая значимость состоит в том, что данное сочинение станет фундаментом для создания ВУЗовского спецкурса по творчеству поэта, а также серии уроков, предназначенных для преподавания в школе.
В интернете имеется около трёхсот сайтов, где опубликованы стихи, рассказы и статьи Павла Иванова-Остославского. Поисковый сервер «Яндекс» выдаёт индекс цитирования его имени семнадцать тысяч. Для «Гугла» этот показатель – сто четырнадцать тясяч, для Бинга – 5, 110, для Яхо - 15 900, для Рамблера - 286 сайтов, 9 тыс. документов. Для сравнения мы набрали в поисковых серверах фразы: «Евгений Евтушенко, поэт», «Белла Ахмадулина, поэтесса» и «Булат Окуджава, поэт». Полученные данные представлены в следующей таблице (состоянием на 17.03.2011.).
Таблица индексов интернет-цитирования (№ 1)
Павел Иванов-Остославский
Автор Поисковые слова: «Павел Иванов-Остославский»
Яндекс
17 000 Гугл
14 000 Яхо
15 900 Бинг
5, 110 Рамблер
286 сайтов, 9 тыс. документов
Евгений Евтушенко
Автор Поисковые слова: «Евгений Евтушенко поэт»
Яндекс
202 000 Гугл
71 700 Яхо
58 800 Бинг
80 200 Рамблер
17 тыс. сайтов, 156 тыс. документов Белла Ахмадулина
Автор Поисковые слова: «Белла Ахмадулина поэтесса»
Яндекс
52 000 Гугл
287 000 Яхо
14 400 Бинг
14 400 Рамблер
6 000 сайтов, 115 000 документов Булат Акуджава
Автор Поисковые слова: «Булат Акуджава поэт»
Яндекс
176 000 Гугл
1 510 Яхо
49 600 Бинг
53 700 Рамблер
124 сайта, 448 документов
Из таблицы № 1, представленной выше, видно, что индекс цитирования имени Павла Иванова-Остославского в числовом выражении сравним с индексом цитирования Евгения Евтушенко (Сноска № 1), Беллы Ахмадулиной и Булата Окуджавы, хотя и несколько уступает ему. Из этого следует, что интернет-читателям творчество Павла Иванова-Остославского знакомо почти также прекрасно, как творческое наследие наиболее известных современных российских поэтов. В подтверждение истинности этого утверждения приведём количество читателей произведений данного автора, зармещённых на различных литературных интернет-порталах.
Сноска № 1. В поисковых серверах, по запросу, деланному кем-либо, например, «Евгений Евтушенко» как правило, высвечиваются не только сайты, на которых имеется информация о поэте Евгении Евтушенко, но и о людях, являющихся его полными или частичными тезками. За счёт этого возникает погрешность достоверности данных о том лице, информация о котором вам действительно необходима. Чтобы по возможности исключить погрешность или, по крайней мере, сделать её минимальной, мы набрали в поисковой строке имена искомых авторов с добавлением слова «поэт»: «Евгений Евтушенко, поэт», «Белла Ахмадулина, поэтесса», «Булат Окуджава, поэт». Очевидно, что вероятность встретить в интернете информацию о двух разных людях, являющихся полными тезками тех самых прославленных литераторов, да ещё и являющихся поэтами, ничтожно мала. Сочетание слов «Павел Иванов-Остославский» мы набрали в поисковой строке различных серверов без добавления слова «поэт», поскольку, по нашим данным, другой поэт с именем «Павел Иванов-Остославский» в интернете попросту не представлен.
Таблица о количестве читателей и количестве произведений на различных сайтах (№ 2)
Проза.ру
Читателей:29337
Произведений: 114
Стихи.ру
Читателей: 12551
Произведений: 39
Литзона.нет
Читателей: 51099
Произведений: 148
Общелит.ру (стихи)
Читателей: 2835
Произведений: 8
Графоманов.нет
Читателей: 357
Произведений: 5
Изба-Читальня
Читателей: 41845
Произведений: 202
Хата-Читальня
Читателей: 124
Произведений: 1
Стихия.орг
Читателей: 6949
Произведений: 159
Таблица № 2 содержит данные состоянием на 18.03.2011.
Данные, содержащиеся в таблице № 2, нуждаются в некоторых наших комментариях. Количество читателей на различных сайтах существенно рознится. Это связано с тем, что очень разным является количество произведений на разных Павла Иванова-Остославского. Естественно, что читать автора будут тем больше, чем больше на его странице опубликовано произведений. Если же их совсем мало, то и количество читателей будет невелико. Если на сервере Проза.ру произведений 114, то и количество читателей там измеряется в десятках тысяч (29 337) (Сноска № 2). На сайте Хата-Читалья призведений: 1, следовательно, и количество читателей не велико: 124. Кроме того, количество читателей интернет-страничек ещё очень зависит от степени «раскрутки» сайта, от того, на каких позициях он высвечивается в поисковых серверах? А это обстоятельство, в свою очередь, зависит от того, каковы финансовые возможности лица или предприятия, которому принадлежит данный интернет-ресурс. В любом случае количество интернет-читателей произведений Павла Иванова-Остославского измеряется десятками тысяч. На этом основании можно утверждать с полным правом, что с его литературным наследием современный русскоязычный читатель знаком достаточно хорошо.
Некоторые интернет-сайты могут не находиться поисковыми серверами по причинам чисто технического характера. Описание технических нюансов функционирования интернета не входит в предмет исследования данной диссертации, поэтому мы оставим информацию об этом за бортом нашей работы. Скажем только, что благодаря техническим проблемам часть сайтов, содержащих упоминание о том или другом авторе, могут не высвечиваться. Это создаёт некоторую погрешность в результатах поиска. Однако, эта погрешность не велика.
Сноска № 2. Здесь мы приводим данные для страничек Павла Иванова-Остославского, расположенных на сайтах: Арткавун (читателей: 8 379) и на его персональном сайте на портале Юкоза (16 768). Данные по этим сайтам мы не включили в основную таблицу, а приводим в сноске, поскольку Арткавун и Юкоз – это интернет-ресурсы, которые не являются сугубо литературными. Они по своей тематике и проблематике гораздо шире: помимо художественных произведений автора, там обнародовано много его материалов по истории Херсона, Украины, Российской Империи, публицистических статей, статей по генеалогии, фотографий, живописных работ родственников и предков автора, песен (песни только на Арткавуне), написанных на стихи Павла Иванова-Остославского. Статистика, относящаяся к страничкам Павла Иванова-Остославского, расположенных на них, несколько не вписывается в общую «литературную» картину, однако, определённым образом, тоже иллюстрирует степень известности данного автора в сети.
По творчеству Павла Иванова-Остославского ранее были написаны литературно-критические статьи: Литературно-критическая статья о поэзии Павла Иванова-Остославского (Тропина Н.П., профессор, доктор филологических наук. Херсон, 2008. – 7с.), Мастер иллюзий (Ильина Н. Херсон, 2008. – 2с.), Павел Иванов-Остославский: жизнеописание, периодизация творчества, творческий метод, поэтика, особенности индивидуального стиля (Самусёнок Л. Херсон, 2009. - 9с.), Рыцарь пера (Ильина Н. Херсон, 2007. -1с.), Последний отблеск Серебряного века (Ильина Н. Херсон, 2008. – 6с.), Символоромантизм: эстетика и философия (Мадыкина Л. Херсон, 2008. – 2с).
Целью данного диссертационного сочинения является изучение и осмысление творчества Павла Иванова-Остославского как цельного и самобытного явления современной русскоязычной (по существу, русской) художественной литературы Украины, введение его (т.е., творчества. – С.Л.Ф.) в научный литературоведческий обиход. Достижение данной цели предполагает выполнение следующих задач:
выявить основные факты биографии автора, в том числе и той информации, которая, касаясь его родословия и родственных связей, и которая могла бы отчасти объяснить философские и мировоззренческие взгляды, представленные в поэзии Павла Иванова-Остославского;
установить периодизацию творчества;
определить творческий метода;
осуществить языковедческий анализ творчества автора на уровне фонетики, лексики, словообразования, фразеологии, морфологии, синтаксиса;
осуществить литературоведческий анализ творчества автора с точки зрения выразительно-изобразительных средств, строфики, ритмики, метрики, жанрового своеобразия, тематики и проблематики, стилистики, поэтики и эстетики;
изучить мировоззренческую картину мира, представленную в творчестве Павла Иванова-Остославского, его философские, политические и эстетические установки.
Объект и предмет данного диссертационного исследования, по существу, совпадают. Объектом и предметом диссертации является художественный мир Павла Иванова-Остославского, особенности его языка, стиля, творческого метода, художественных приёмов, философских взглядов и др.
В основу методологии данной диссертации положены важнейшие для науки критерии объективности, соответствия истине, исторической правде, моральные критерии, принципы диалектического и исторического материализма.
В диссертации использованные следующие методы исследования: эмпирические (сравнение и др.), теоретико-эмпирические (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция и др.) и методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному, описательно-аналитический и др.)
Важной методологической базой работы являются труды известных учёных, диссертации предшественников, написанные по филологическим дисциплинам.
Данное диссертационное сочинение исследует стихотворный материал поэтического сборника Павла Иванова-Остославского «Избранные Произведения» (Под. Ред. Автора. Издательство: Ч.П. Косарев С.И. 500 экз. Херсон.- 2010. 148с.), а также черновики стихотворений любезно предоставленных нам автором.
В сборник «Избранные Произведения» вошли почте все стихи, написанные автором. За бортом данного издания осталась только ранняя лирика поэта, которая, по существу, являлась наивной и ученической работой со словом. Однако, эта работа – явилась предысторией становления настоящего поэта.
Помимо поэтического сборника «Избранные Произведения», который является предметом исследования для данной диссертации, мы в наших научных исканиях активно задействовали мемуары автора «Последний рубеж или Мне не страшно умирать» (Иванов-Остославский П. «Последний рубеж или Мне не страшно умирать». Рукопись. Херсон, 2010. – 72с.). Кроме того, в диссертации использована информация, содержащаяся в статьях, посвященных генеалогии Павла Иванова-Остославского: «История Остославских», «История Фроловых», «История моего семейства от начала XVIII века до наших дней», «Инженер Мадыкин», «Херсонское дворянство: из века в век», «Искусства в моей семье», «Воспоминания об отце».
В состав диссертационного сочинения входят следующие структурные элементы:
Глава I. БИОГРАФИЧЕСКИЕ ВЕХИ, ПЕРЕОДИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСТВА, ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД
I.1 Биография
I.1.А Родословие
I.1.Б Жизнеописание
I.2 Периодизация творчества
I.3 Творческий метод
Глава II. ТВОРЧЕСТВО
II.1 Языковедческий анализ
II.1.1 На уровне фонетики
II.1.2 На уровне лексики
II.1.3 На уровне словообразования
II.1.4 На уровне фразеологии
II.1.5 На уровне морфологии
II.1.6 На уровне синтаксиса
II.2 Литературоведческий анализ
II.2.1 Строфика
II.2.2 Рифмика и метрика
II.2.3 Жанрово-тематическое своеобразие
II.2.4 Проблематика
II.2.5 Выразительно-изобразительные средства
II.2.6 Стилистика, этика, эстетика (поэтика)
II.3 Философские взгляды и мировоззренческая картина мира
Данная структура обусловлена следующими соображениями. Родословная и жизнеописание являются предметом данного исследования, поскольку изучение художественного мира Павла Иванова-Остославского невозможно без исследования его биографии и родословной, безусловно повлиявших на творчество данного автора. Бытие, как известно, определяет сознание. Обстоятельства судьбы автора сформировали его как личность, повлияли коренным образом на художественное видение поэта. Павел Иванов-Остославский является потомком старинного семейства, он всегда хорошо знал свою родословную, и, естественно, информация генеалогического характера в очень большой мере повлияла на него как на творческую личность. И недаром, во многих стихах данного автора присутствует ностальгия по старой Императорской России. Они пронизаны элементами поэтики и стилистики Серебряного Века русской поэзии; они строятся на идеологической базе традиционного искусства, воспевают рыцарские идеалы: благородство, утончённость, аристократизм; они являются продолжением старинной символистской и романтической традиции, восходящей к М.Ю.Лермонтову и А.А.Блоку. Приверженность старине, как в идеологическом и философском, так и в художественном плане, безусловно, берёт своё начало в истории семьи автора, в семейных традициях, воспитании, устоях.
Поскольку данное диссертационное исследование ставит своей целью изучить и осмыслить художественный мир автора как можно шире и всестороннее, среди частных задач диссертации присутствует языковедческий анализ стихов Павла Иванова-Остославского. Языковедческий элемент изучения творчества автора облегчит и значительно дополнит изучение литературоведческое. Языковедческие исследования, включённые в состав диссертации, выведут её на более высокий и тонкий уровень филологической компетенции.
Глава I. БИОГРАФИЧЕСКИЕ ВЕХИ, ПЕРЕОДИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСТВА, ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД
I.1 Биография
I.1.А Родословие
Иванов-Остославский Павел Игоревич – поэт, журналист, историк, краевед, публицист, общественный деятель родился в Херсоне 12 января 1978 года (Украина). Благодаря литературному сочинительству его имя приобрело широкую известность в читательских и профессионально-литературных кругах Украины. Благодаря интернету творчество Павла Иванова-Остослаского приобрело определённую популярность в русскоязычном читательском сообществе различных стран мира.
По отцовской линии автор принадлежит к старинным херсонским семействам: Акулинины, Остославские, Фроловы. Кроме того, по мужской линии он является потомком петрозаводского чиновничьего рода Ивановых. По линии матери Павел Иванов-Остославский происходит от семей: Мадыкины (русские канские крестьяне), Сацевичи и Нецковичи – поляки (мещане), причём последние ведут своё родословие из Варшавы.
Акулинины – это купеческая семья, жившая в Херсоне ещё с конца XVIII. Основателем данного рода считается Потам Акулинин, живший, приблизительно, во времена царя Петра Великого. Сыном Потапа был Родион, сыном Родиона Никанор, дочерью Никанора Ирина (Арина) Акулинина, которая является прапрабабкой поэта. О ней (в отличии от её предков) существует относительно определённая информация. «В специальном указе Государя Императора Павла Петровича говорится, что в Елисаветграде был большой пожар, из-за которого сгорело много имущества. В числе пострадавших названы два брата – купцы Максим и Леон Акулинины. За сгоревшие торговые места царь повелел выплатить им денежную компенсацию. Леон и Максим являются братьями Родиона и сыновьями Потапа Акулинина» [29]. Один из Акулининых – Никанор Родионович – продал свой дом, находящийся на Привозной площади другому лицу, о чём имеется упоминание в купчей крепости от 1822 года.
Остославские – купеческое, позднее дворянское семейство. Его основатель Иван Семёнович Остославский, был купцом второй гильдии, директором Херсонского городского общественного банка, судовладельцем и домовладельцем, меценатом. Он сделал многое для благоустройства Херсона. На его средства содержались различные богоугодные заведения в Херсоне и Николаеве. Вот, как пишет о нем сам поэт в статье История моего семейства от начала XVIII века до наших дней: «Иван Семёнович был в нашем городе человеком очень уважаемым. По большим праздникам в его дом захаживал сам генерал-губернатор, гостили у него и представители дворянской аристократии и высшего купечества. За особые заслуги перед городом И.С. Остославский был Высочайше пожалован потомственным почётным гражданством и двумя золотыми шейными медалями «За усердие» - на Анненской и на Андреевской лентах» [29].
У Ивана Семёновича Остославского было восемь человек детей. Одной из его дочерей является Анна Остославская – родная прабабушка поэта. Помимо её в семье были: Василий, Иван, Ольга, Елена, Лидия, Людмила, Екатерина.
Василий закончил физико-математический факультет Новороссийского (Одесского) университета. Со временем стал директором Первого реального училища в Одессе. За свои профессиональные достижения был Высочайше пожалован орденами св. Владимира III степ., св. Анны III степ., Св. Станислава III степ. Он женился на Валентине Епифановне Иващенко, которая стала основательницей и первой директрисой Мариупольской женской гимназии, предназначенной для девочек из бедных семей. От этого брака было двое детей Иван и Ольга. Иван Васильевич Остославский со временем стал известным учёным: «Очень яркой и неординарной личностью был внук Ивана Семеновича Остославского - Иван Васильевич. Переехав в Москву в 20-ые годы, он стал родоначальником московской линии рода Остославских. Будучи талантливым ученым и изобретателем, И.В. Остославский встал у истоков советской гидроаэродинамики. В 40-ые годы он руководил всеми научными разработками, проводившимися в Центральном гидроаэродинамическом институте. Защитив докторскую диссертацию, стал профессором, академиком, лауреатом Сталинской премии, кавалером ордена Ленина и Отечественной войны первой степени» [27].
Иван стал офицером 210 Запасного пехотного полка. Дослужился до полковника в действительной службе, при отставке генерал-майора русской армии.
Об Ольге известно следующее: «Среди жителей Херсона ходили легенды о ее деловых и умственных способностях. Эти легенды лучше всего может проиллюстрировать такой факт из биографии Ольги Остославской—на Высшие женские медицинские курсы, набиравшие студенток по всей России, в том числе и в Херсонской губернии, она поступила, преодолев конкурс в сто человек на одно место. Успешно окончив учебу, О.И. Остославская стала практическим врачом. Работала в Нарченске - в тюрьмах добровольно и бесплатно лечила заключенных. Умерла в Херсоне 17 июля 1939 года» [29].
|